«Уральский завод дорожных машин»

Устранение вмятин

Устранение вмятин

Вмятины на панелях кабины и оперении различаются:

  • по величине (обширные или небольшие, мелкие или глубокие)
  • по месту расположения на деталях (легкодоступные или труднодоступные)
  • по характеру повреждения (с плавными или резкими переходами, с растяжением металла или без растяжения)

Легкодоступные небольшие по размерам, мелкие или обширные, но с плавными переходами вмятины легко выправляются одним нажимом руки, правильным ударом по металлу молотком или нажимом правочной лопатки. На рисунке показан способ устранения обширной вмятины с плавными переходами на внутренней панели двери с помощью правочной лопатки. Основными операциями при устранении вмятин являются выколотка и рихтовка.

Рис. Устранение обширной вмятины плавными переходами на внутренней панели двери: 1 — вмятина; 2 — подкладка деревянная; 3 – лопатка правочная; 4 — дверь

Выколотка — процесс предварительного выравнивания вмятины выбиванием вогнутой части детали до получения ее правильной формы в грубом виде.

Рихтовка — процесс выравнивания всех неровностей на детали после выколотки и придания ей правильной формы в окончательном виде.

Рис. Выколотка вмятины вручную: 1 — молоток выколоточный; 2 — вмятина; 3 — поддержка ручная

Выколотка и рихтовка выполняются вручную или с использованием различных приспособлений и стендов.

Для выколотки вмятин вручную необходимо: с вогнутой стороны вмятины 2 установить поддержку 3 и плотно прижать ее к детали рукой, ударами выколоточного молотка 1 по вмятине выбить последнюю до уровня неповрежденной части панели и подровнять деревянной или резиновой киянкой оставшиеся после выколотки бугорки и вмятины.

При выколотке вмятины необходимо соблюдать следующие правила:

  • выколотку глубоких вмятин без острых углов и складок начинать с середины вмятины и постепенно переносить удары к краям;
  • выколотку вмятин с острыми углами или складками начинать с острого угла или с правки складки;
  • выколотку пологих вмятин начинать с край, постепенно перенося удары к середине;
  • при выколотке следует проявлять осторожность, чтобы лишними и сильными ударами не растянуть металл, так как растянутый металл значительно осложняет работу.

Рис. Рихтовка детали вручную: 1 — поддержка ручная; 2 — молоток рихтовальный

Мелкие вмятины или бугорки не требуют выколотки и подвергаются непосредственно рихтовке.

Для рихтовки деталей вручную необходимо:

  • под рихтуемую поверхность подставить поддержку 1 и плотно прижать ее к детали рукой;
  • по лицевой стороне рихтуемой поверхности наносить частые удары плоским бойком рихтовального молотка 2 так, чтобы они
  • попадали на поддержку;
  • удары постепенно переносить с одной точки на другую, осаживая бугорки и растягивая сильными ударами вмятины;
  • рихтовку проводить до тех пор, пока пальцы руки перестанут ощущать неровности рихтуемой поверхности.

После рихтовки поверхность детали зачистить напильником с насечкой № 2 или № 3 по ГОСТ 1465—69; при этом снять незначительные выступы, а обнаруженные углубления последующей рихтовкой растянуть до получения сплошной гладкой поверхности, затем зачистить поверхность мелко-зернистой шлифовальной шкуркой.

При рихтовке необходимо соблюдать следующие правила:

  • рихтовку проводить тщательно и аккуратно, так как от этого зависит внешний вид детали и машины в целом;
  • удары молотка наносить один возле другого: частые удары по одному и тому же месту растягивают металл и усложняют работу;
  • следить за тем, чтобы удары по металлу производились всей плоскостью бойка молотка, так как удары острым краем бойка оставляют насечки (рубцы), которые трудно устранить;
  • мелкие бугры от небрежной рихтовки, насечки от молотка не только усложняют процесс окраски, но остаются заметными и после окраски.

Рис. Приспособление для выправления вмятин: 1 — поддержка сменная: 2 — ремонтируемая деталь; 3 — пневматический клепальный молоток; 4 — боек сменный; 5 — станина

Выколотка и рихтовка с использованием различных приспособлений, подставок и стендов повышают производительность и качество труда при ремонте деталей кабины и оперения и поэтому широко применяются на ремонтных предприятиях. На рисунке показано приспособление для выправления вмятин на панелях кабины и деталях оперения с помощью пневматического клепального молотка.

Подбирая бойки и поддержки с соответствующими формами поверхности, производят выколотку и рихтовку различных деталей.

На рисунке ниже показана правка вмятин капота на подставке с массивной поддержкой (наковальней). Поддержки сменные и подбираются по форме профиля ремонтируемой детали. Прочная и устойчивая опора и отсутствие необходимости держать поддержку рукой дают возможность легко передвигать ремонтируемую деталь по поверхности поддержки и производить правку.

Рис. Правка вмятин капота на подставке: 1 — подставка; 2 — поддержка сменная; 3 — вмятина; 4 — капот; 5 — молоток рихтовальный

Рис. Стенд для правки наружной панели двери

На рисунке изображен стенд для правки наружной панели двери. Поверхность массивной плиты стенда повторяет профиль исправной наружной панели двери и позволяет качественно выполнить правку ремонтируемой или формовку вновь изготовляемой панели.

Вмятины в труднодоступных для ремонта местах правятся, как правило, вручную. Поврежденные участки при этом бывают закрыты внутренними панелями. Ряд внутренних панелей (внутренние панели двери, лобовая часть панели крыши и т. д.) имеют отверстия, через которые можно вставить необходимый для ремонта инструмент. Правку таких вмятин проводят с помощью правочных лопаток, отогнутые концы которых устанавливаются между наружной и внутренней панелями над вмятиной, и вытяжных (рихтовальных) молотков.

Рис. Правка лобовой части панели крыши кабины: 1 — панель крыши кабины; 2 — молоток выколоточный (рихтовальный); 3 — лопатка правочная

На рисунке ниже показана правка вмятины на наружной панели двери на металлической плите.

Рис. Правка вмятин наружной панели двери на металлической плите: 1 — дверь; 2 — лопатка правочная; 3 — молоток; 4 — вмятина; 5 — плита

Вмятины, расположенные на недоступных для обычных правочных лопаток местах, правят с помощью удлиненных правочных лопаток, как показано на рисунке.

Рис. Правка вмятин на наружной панели двери в труднодоступных местах: 1 и 2 — вмятины; 3 — киянка деревянная; 4 — лолатка правочная; 5 — дверь

Если в панелях нет готовых отверстий для свободного доступа к поврежденным участкам, то их вырезают с помощью острого тонкого зубила или пламенем газового резака. Введя в отверстие правочный инструмент, проводят правку поврежденного участка.

Рис. Правка вмятины, закрытой внутренней панелью: 1 — молоток; 2 — лопатка правочная; 3 — поддержка; 4 — вмятина

Для правки обширных, глубоких, с резкими переходами и растяжением металла вмятин, расположенных в труднодоступных местах, необходимо частично или полностью разъединить панели, а после правки вновь собрать их.

При правке вмятин, расположенных в средней части панели крыши кабины, без снятия панели крыши в качестве опоры при выколотке и рихтовке применяют поддержку, имеющую большую рабочую площадь. Ремонт в этом случае выполняют вдвоем: один – держит поддержку, а другой производит правку.

Рис. Правка средней части панели крыши: 1 — поддержка; 2 — молоток выколоточный (рихтовальный); 3 — вмятина

Часто вмятины на деталях кабины и оперения бывают в сочетании с трещинами, разрывами и пробоинами. В этих случаях вначале производят предварительную правку (выколотку), заварку трещин, разрывов, постановку заплат, вставок, зачистку сварных швов и после этого окончательную правку (выколотку, рихтовку).

  • Специальный инструмент для правки и рихтовки
  • Общее устройство кузова
  • Ремонт деформаций кузова

Метки: Кузов, Ремонт

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Можно использовать следующие HTML-теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>