Устранение перекосов и прогибов кузова | «Уральский завод дорожных машин»
«Уральский завод дорожных машин»

Устранение перекосов и прогибов кузова

Устранение перекосов и прогибов кузова

Перекосы и прогибы возникают в результате аварийных повреждений кабины и оперения или нарушения технологии их ремонта и влекут за собой изменение формы узлов и деталей, приводят к нарушению герметизации кабины и ухудшению внешнего вида автомобилей.

Величины допустимых, перекосов устанавливаются техническими условиями на ремонт кабины и оперения, а также принятыми на ремонтных предприятиях эталонами.

Для выявления наличия и величины перекоса узлов кабины можно использовать приспособление, показанное на рисунке.

Рис. Приспособление для проверки перекосов: 1 — труба; 2 — стержень; 3 и 5 — головки; 4 — зажнмнон винт

Рис. Измерение величины перекоса дверного проема кабины: 1, 2, 3 и 4 — контрольные точки; 5 — приспособление для проверки перекосов

Последовательность работы при определении величины перекоса дверного проема кабины с помощью приспособления следующая:

  • выбрать четыре точки 1, 2, 3 и 4 в проеме двери кабины и наметить их мелом;
  • промерить расстояния 1—3 и 2—4;
  • установить приспособление в эталонный проем и сделать аналогичные промеры;
  • сравнить полученные промеры, установив наличие и величину перекоса и необходимость правки.

Рис. Шаблон для проверки проема кабины ветрового окна

Подобным способом проверяют перекос и в других местах корпуса кабины, выбирая соответствующие точки для промера.

Рис. Кабина-шаблон для проверки дверей

Для ускорения проверки проемов кабины можно использовать также специальные шаблоны, изготовленные по формам и размерам соответствующих проемов. На рисунках показаны шаблон для проверки проема ветрового окна и кабина-шаблон для проверки дверей кабины. Для изготовления кабины-шаблона используются исправные правая и левая стенки кабины, соединенные между собой болтами. Дверные проемы кабины являются шаблонами, по которым проверяют двери. Выправленные и отремонтированные двери кабины могут использоваться в качестве шаблонов для проверка дверных проемов ремонтируемых кабин.

Шаблоны используются также для проверки и ремонта деталей оперения. На рисунке показан шаблон для проверки облицовки радиатора автомобиля ЗИЛ-130.

Рис. Шаблон для проверки панели облицовки радиатора автомобиля ЗИЛ-130

Шаблон может быть также использован в качестве стенда для сборки панелей облицовок, свариваемых из отдельных исправных частей выбракованных панелей.

Перекосы и прогибы чаще всего устраняют в холодном состоянии, но иногда применяют и местный нагрев.

Для устранения перекосов и прогибов используют механические растяжки и стяжки, различные струбцины, а также гидросиловые инструменты наборов Н-305М и 2146-1, из которых собираются гидравлические растяжки.

Рис. Механические растяжки и стяжки: 1 и 4 — растяжки и стяжки; 2, 3 и 6 — наконечники к растяжкам; 5 — наконечник к стяжке; 7 — удлинитель к стяжке

Последовательность работ при правке перекосов с использованием гидросиловых инструментов следующая:

  • выбрать в кабине место для опоры инструмента;
  • подготовить подлежащий правке участок и место, используемое для опоры инструмента;
  • собрать растяжку, подобрав соответствующие месту правки удлинители и наконечники;
  • при этом длина растяжки должна быть приблизительно равна расстоянию от опоры до места повреждения;
  • установить собранную растяжку между выправляемым участком и опорой, подложив (при необходимости) под опорный наконечник растяжки деревянную и металлическую подкладки;
  • подготовить насос к работе и начать правку поврежденного участка.

Рис. Гидравлическая растяжка: 1 и 7 — наконечники; 2 — гидравлический цилиндр; 3 — шланг к гидронасосу; 4 и 6 — удлинители; 5 — муфта

Рис. Схема установки растяжки для правки перекоса кабины: 1 — растяжка; 2 — подкладка металлическая; 3 — подкладка деревянная

Перед правкой и в процессе правки перекосов и прогибов необходимо соблюдать следующие правила:

  • до начала правочных работ убедиться в отсутствии трещин в местах соединений перекошенного (погнутого) узла, обнаруженные при осмотре трещины заварить до правки;
  • форма головок растяжек (стяжек) должна соответствовать форме деталей, в которые они упираются во время правки, головки несоответствующей формы могут помять или согнуть детали кабины во время правки;
  • точка опоры инструмента должна быть прочной, недостаточно прочная опора будет отжиматься от нормального положения в процессе правки;
  • при правке необходимо следить за постепенным восстановлением нормального положения выправляемого узла, не допуская перекоса (прогиба) в противоположную сторону, поломки узла, образования широко раскрытых трещин.

Рис. Правка диагонального перекоса кабины

На рисунке выше показана правка диагонального перекоса кабины, на рисунке ниже — правка перекосов дверного проема кабины.

Гидравлические растяжки применяют также для правки вдавленных внутрь кабины стоек, средней части панели крыши, боковых панелей и других деталей. Для правки прогиба в панели крыши кабины нижнюю головку растяжки упирают в пол, а верхнюю — в деревянную подкладку, установленную в нижней части погнутой панели, и постепенно выжимают последнюю на место.

Наряду с гидравлическими инструментами для всех видов правочных работ широко применяют механические растяжки (стяжки). Они менее производительны, но более универсальны (по сравнению с гидравлическими), так как позволяют не только растягивать, но и стягивать разошедшиеся узлы (стойки дверных проемов и др.).

Рис. Правка перекосов дверного проема кабины: А — от удара спереди; Б — от удара сверху

Для правки прогибов стоек дверей кабины применяют специальные струбцины. Правка двери с помощью струбцины показана на рисунке.

Рис. Правка двери кабины с помощью струбцины: 1 — струбцина; 2 — подкладка деревянная; 3 — дверь; 4 — передвижной упор; 5 — плита металлическая или брусок деревянный

Последовательность работ при правке прогиба с помощью струбцин следующая:

  • наложить над стойкой двери на наружную или внутреннею панель двери (в зависимости от прогиба стойки) деревянный брусок или металлическую плиту (длина бруска или плиты должна быть равна высоте двери);
  • установить между бруском и дверью в месте наибольшего прогиба передвижной упор с деревянной подкладкой;
  • соединить брусок и дверь двумя струбцинами;
  • выправить прогиб, затягивая поочередно винты струбцин.

Вместо передвижного упора с деревянной подкладкой можно использовать короткий, но достаточно толстый деревянный брусок.

Капоты правят с помощью специальных шаблонов или стяжками и растяжками. На рисунке показана правка прогиба капота в поперечном направлении с помощью механической стяжки.

Рис. Правка прогиба капота в поперечном направлении: 1 — стяжка механическая; 2 — контур исправленного капота

В процессе правки перекосов и прогибов на панелях, узлах и деталях кабины и оперения часто образуются трещины и возникают другие дефекты. Поэтому после правочных работ надо тщательно осмотреть ремонтируемые узлы и детали и устранить все обнаруженные дефекты.

  • Специальный инструмент для правки и рихтовки
  • Общее устройство кузова
  • Ремонт деформаций кузова

Метки: Кузов, Ремонт

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Можно использовать следующие HTML-теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>