«Уральский завод дорожных машин»

Телематика

Телематика

СОДЕРЖАНИЕ:

  • Транспортная телематика
  • Функция экстренного вызова
  • Онлайн-службы
  • Функции телематики, относящиеся к автомобилю

Под телематикой понимают обмен информацией/данными посредством автомобильного телефона (как правило) и дальнейшую обработку информации/данных.

Телематика — это искусственно образованное слово, состоящее из слов «телекоммуникация» и «информатика». В различных вариантах применения телематики данные могут передаваться из автомобиля, обрабатываться телематическими службами и возможно также передаваться далее, а также данные могут передаваться в автомобиль и там обрабатываться. Распространенные на сегодняшний момент функции телематики — это транспортная телематика, пассивный или активный экстренный вызов, службы поддержки в режиме онлайн с доступом в Интернет и автомобильные приложения.

Транспортная телематика

Самая первая функция телематики возникла вследствие потребности информирования о препятствиях на дорогах, пробках и т.п. и возможности на основе этой информации объехать эти препятствия. Для этого существуют два источника информации:

  • Во-первых, через канал передачи сообщений о маршрутах движения (ТМС) радиокомпаниями без дополнительных пошлин, чьи данные принимаются по радио.
  • Во-вторых, информация о ситуации на дорогах, предоставляемая операторами мобильной связи по SMS. В обоих случаях информация при необходимости индицируется для принятия к сведению водителем и передается в навигационную систему.

Таким образом, информация о ситуации на дорогах может учитываться при расчете маршрута для сопровождения до цели. Для обоих источников данных определены стандарты, чтобы они могли обрабатываться разными приборами.

Канал передачи сообщений о маршрутах движения является частью введенной много лет назад системы передачи данных по радио (RDS; индикация названия радиостанции, альтернативных частот, опознавание оповещения и т.п.). Информация о ситуации на дорогах в цифровом виде передается в соответствии с международным стандартным протоколом Alert-C. При этом передается информация о событии (пробка, авария, затор, гололед и т.и.) и месте события (участок автомагистрали, улица и т.п.). В радиоприемнике сохранен как список всех возможных событий, так называемый Event list, так и список всех названий и номеров автомагистралей, дорог федерального значения и проселочных дорог, так называемый location table. Радиоприемник сохраняет и «переводит» принятую закодированную информацию и представляет ее в понятной водителю форме. Одновременно данные сначала передаются на блок управления телематики и там сохраняются и при необходимости передаются в навигационную систему, которая отбирает данные относительно выбранного маршрута и при необходимости выполняет новый расчет маршрута. То же самое происходит и с принятыми по мобильному телефону сообщениями о ситуации на дорогах, которые запрашиваются у мобильного оператора за дополнительную плату. При этом при включенной навигационной системе блок управления телефона/телематики регулярно (прибл. каждые 15 минут) актуализирует через мобильного оператора информацию о ситуации на дорогах на протяжении рассчитанного маршрута.

Данная информация о ситуации на дорогах основывается не только на полицейских сводках, данных с автомобильных развязок и устройств, сообщающих о возникновении дорожных пробок, но и на данных более чем 4000 дорожных датчиков, которые установлены на мостах автострад и измеряют количество автомобилей (плотность дорожного потока) и их скорость. Такая информация является более точной, актуальной и достоверной. Это позволяет точно определить препятствие на дороге, показать это на карте и лучше выполнить расчет альтернативного маршрута в объезд создавшейся помехи на пути следования.

Однако индикация и расчет альтернативного маршрута будут точными только в той степени, в которой поступающая информация соответствует действительности. Над улучшением актуальности информации о ситуации на дорогах работа ведется постоянно.

Передача информации о ситуации на дорогах посредством SMS на мобильный телефон осуществляется согласно установленному стандарту, так называемому GATS (Global Automotive Telematics Standart). Этот стандарт регулирует также передачу данных для всех других функций телематики. Данные для передачи в GSM-сетях сжимаются, чтобы добиться более высокой скорости передачи данных. Этот процесс называют также уплотнением или GPRS (General Paked Radio Service).

Функция экстренного вызова

Основной функцией телематики при аварии является автоматический экстренный вызов. В случае аварии со срабатыванием подушки безопасности блок управления телематики получает соответствующие данные от блока управления, который отвечает за работу и срабатывание систем удержания пассажиров. Затем блок управления телематики отправляет сообщение оператору с указанием точного местоположения, степени тяжести аварии и вида экстренного вызова.

Информация о месте аварии может быть получена от навигационной системы, однако, чаще всего, она непосредственно определяется дополнительным GPS-модулем в блоке управления телематики. После автоматического экстренного вызова всегда предпринимается попытка посредством голосовой связи связаться с автомобилем, попавшим в аварию. Здесь существуют различия в способах связи у разных производителей автомобилей и работающих с ними операторов. Голосовая связь может быть установлена непосредственно автомобилем с центральным пультом службы спасения или через оператора, и только затем экстренный вызов передается оператором на центральный пульт службы спасения. Второй способ требует больше времени, но предотвращает ложный вызов службы спасения.

Экстренный вызов можно сделать и вручную, если, например, вы видите аварию, (первым прибыли на место аварии) или сами почувствовали внезапное серьезное ухудшение состояния здоровья. Для этого потребуется нажать на кнопку экстренного вызова, которая, как правило, находится в передней области крыши.

При этом (также в первую очередь) передаются данные автомобиля и его местоположение. Кроме того, передается сообщение о том, что экстренный вызов был сделан вручную. Затем устанавливается голосовая связь, и оператором при необходимости предпринимаются действия.

В случае аварии или технической поломки также имеется возможность сделать звонок в сервисную службу. В этом случае сначала передаются данные о местоположении автомобиля и данные об автомобиле (номер шасси, модель, …) и выполняется голосовое соединение с центральной сервисной службой. Звонок в сервисную службу, часто называемый аварийным вызовом, у некоторых производителей можно выполнить посредством меню телефона или информационных систем для водителя.

Экстренные автоматические звонки и звонки вручную, а также звонки в сервисную службу, можно сделать только тогда, когда телефон включен и зарегистрирован в сети. Только некоторые производители имеют собственную телефонную карточку, встроенную в блок управления телематики и подключенную к этим службам. GPS-модуль в блоке управления, аварийное электропитание для блока управления телематики, а также дополнительную аварийную антенну, если обычная антенна вышла из строя при аварии, предлагают также только некоторые производители. Но даже если имеются все дополнительные средства безопасности, остаточный риск не может быть исключен из-за неполного покрытия телефонной сети.

Если в рамках поиска неисправностей для проведения диагностики или проверки работоспособности обязательно потребуется экстренный вызов вручную или звонок в сервисную службу, необходимо оставаться на линии до тех пор, пока не будет установлена голосовая связь с оператором и во избежание ложного вызова службы спасения не будет объяснено, что речь идет только о тесте.

Онлайн-службы

Функции телематики предлагают также возможность доступа к онлайн-службам на базе Интернет. Однако, как уже говорит название, .речь идет не о прямом доступе к Интернету, а об онлайн-службах, которые базируются на Интернете и работают через портал производителя для обеспечения отдельных нужд автомобиля.

При этом в первую очередь следует учитывать значительно меньшую скорость передачи данных, чем с домашнего компьютера с современными каналами передачи данных. Обычно через GSM-сеть данные предаются со скоростью 9,6 кбит/с. Но и в GSM-сетях на сегодняшний день существуют разные возможности повышения скорости передачи данных.

HSCSD (система высокоскоростной передачи данных по коммутируемым каналам) в сочетании с ПК, ноутбуками и т.п., и уже упомянутая GPRS, используемая в телематике автомобиля. Благодаря ним можно достигнуть скорости до 14,4 кбит/с для передачи данных из автомобиля, так называемой Uplink (= англ. прямое соединение), и до 43,2 кбит/с для передачи данных в автомобиль, так называемой Downlink (= англ. обратное соединение). Значительного повышения скорости удалось достичь только благодаря системе UMTS (универсальная система мобильной связи), используемой и в автомобильном секторе. При помощи UMTS передача данных при стоящем автомобиле возможна со скоростью макс, до 2 Мбит/с. Однако во время движения такая скорость передачи данных снова значительно падает.

Наряду с возможной скоростью передачи данных с условиями в автомобиле должны быть согласованы размер изображений, шрифта, текстов в целом и т.п. И выбор имеющихся страниц в большинстве случаев ограничивается необходимостями, зависящими от автомобиля и дороги.

Можно, например, искать гостиницы, рестораны, достопримечательности, парковки, аптеки и заправки и выводить на дисплей подробную информацию о них.

Также можно запросить различные биржевые курсы и новости, а также информацию о погоде. Возможны также вызов и индикация электронных сообщений и личных записей посредством функций телематики.

При неисправностях в качестве причины следует рассматривать не только сбои в работе автомобиля и передачу данных, но и вероятные сбои систем портала производителя или даже вирусы из Интернета.

Функции телематики, относящиеся к автомобилю

Соединение почти всех систем автомобиля шинами данных, встроенные информационные системы для водителя и современные блоки управления телефона/телематики наряду с вышеописанными и уже распространенными функциями телематики, открывают ряд других возможных применений. Некоторые из них уже частично интегрированы некоторыми производителями автомобилей в отдельных моделях, другие еще разрабатываются и их применение предполагается в скором будущем.

Одной из уже реализованных функций телематики для автомобиля является так называемая функция TeleService. При этом посредством SMS через мобильного оператора дилеру передается информация о необходимости технического обслуживания за четыре недели до установленного срока. Таким образом, дилер информируется о необходимости проведения обслуживания, после этого он связывается с клиентом по телефону для согласования срока проведения обслуживания. Работа такой функции предполагает оснащение автомобиля системой телефона/телематики и на сегодняшний день доступна только в некоторых странах.

Другой, уже используемой функцией телематики является функция теледиагностики, которая является модернизацией функции аварийного звонка в сервисную службу. Наряду с точным местоположением и данными автомобиля (номер шасси, модель, год выпуска, пробег) в сервисную службу или службу клиентской поддержки передается информация о температуре двигателя, напряжении аккумуляторной батареи и сохраненные сообщения о неисправностях и предупреждения. Это обеспечивается в случае аварии еще более целенаправленную техническую помощь.

Непосредственное соединение с центром обслуживания клиентов производителя возможно также посредством кнопки «Info/кнопка информации». Клиент может обратиться с общими вопросами по автомобилю к консультанту производителя. Следующей, уже используемой функцией телематики является так называемая функция Thermocall. Посредством телефонного звонка можно активировать систему автономного отопления или включить вентиляцию. Это позволяет своевременно прогреть автомобиль без необходимости нахождения рядом с автомобилем.

На сегодняшний день используется также телефонная передача новых программ, версий программного обеспечения для устранения сбоев в работе автомобиля или актуализации программного обеспечения. Таким образом, возможна, по меньшей мере, передача небольших обновлений в виде загрузки на телефон при стоящем автомобиле.

  • Система кондиционирования водуха
  • Хладагент системы кондиционирования
  • Ресивер системы кондиционирования

Метки: Комфорт

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Можно использовать следующие HTML-теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>