«Уральский завод дорожных машин»

Неисправности приборов освещения

Неисправности приборов освещения

Характерными неисправностями приборов освещения являются: отсутствие света (при исправных источниках питания) в фарах, подфарниках, задних фонарях и плафонах, причиной чего может быть перегорание нитей лампочек.

Свет в фарах и подфарниках может отсутствовать также вследствие неисправностей переключателей. При неисправном центральном переключателе может отсутствовать свет также в заднем фонаре. Отказ в работе стоп-сигнала (в заднем фонаре) вызывается неисправностью гидравлического включателя или отсоединением проводов, а всей системы освещения — коротким замыканием в цепи или приборах освещения.

Кроме того, серьезной неисправностью фар является нарушение регулировки их положения на автомобиле, от чего зависят интенсивность освещения дороги, освещаемость препятствий и безопасность движения.

В объем работы по техническому обслуживанию системы освещения входят:

  • проверка состояния осветительных ламп и проводки
  • замена неисправных ламп; устранение повреждений изоляции проводов
  • осмотр соединительных клемм и их креплений
  • проверка целости резиновых втулок в местах, где проходят провода через отверстия металлических деталей кузова
  • очистка от грязи и пыли отражателей и рассеивателей фар и фонарей, проверка их действия
  • периодическая регулировка установки фар

Автомобили с фарами, не обеспечивающими освещение дороги на расстоянии 30 м при ближнем свете и 100 м при дальнем, не допускаются к эксплуатации.

Установку фар проверяют и регулируют на отдельном посту или на линии технического обслуживания при помощи настенного или переносного экрана или специальных оптических приборов.

Рис. Экран для регулирования фар автомобилей

На белом экране размером 2,5×1,5 м черной краской наносят горизонтальную линию Д-Д на высоте h от плоскости площадки, на которой установлен автомобиль, и две вертикальные линии Л — Л и П — П, отстоящие от вертикальной осевой линии экрана О — О на расстоянии а, равном половине расстояния между центрами рассеивателей фар. Величину h подсчитывают по формуле, которая учитывает снижение угла наклона светового потока фар при регулировке их на негруженом автомобиле:

h = H – (14l*H \ 10 в сиепени), мм

где Н — высота центров рассеивателей фар над площадкой, на которой установлен автомобиль, мм;

l — расстояние от рассеивателей фар до плоскости экрана, мм;

14 и 10 в 6 —постоянные коэффициенты.

Подсчитанное по этой формуле значение h обеспечивает освещенность не менее 2 лк на расстоянии 100 м. Расстояние l выбирают в пределах от 5 до 12 м. Предпочтительным является расстояние 10— 12 м.

Ниже линии Д — Д на расстоянии С (мм) наносят горизонтальную линию Б — Б, которая служит для проверки ближнего света фар. Хотя ближний свет фар отечественных автомобилей не регулируют, он все же требует контроля; неправильное расположение пятна ближнего света может быть следствием неправильного расположения посадочных мест в патроне лампы или смещения нити накаливания в лампе. Расстояние между линиями Д — Д и Б — Б устанавливается в зависимости от расстояния l. Для l=10 или 12 м расстояние С должно составлять соответственно 495 и 525 мм.

Для регулировки фар негруженый автомобиль (в легковых автомобилях водитель должен находиться за рулем) с нормальным давлением в шинах устанавливают на ровной горизонтальной площадке пола перпендикулярно плоскости экрана и так, чтобы продольная ось автомобиля и линия А—А располагались в одной вертикальной плоскости.

При регулировке снимают у обеих фар ободки, включают свет и, действуя ножным переключателем, убеждаются в исправности соединений и одновременности загорания в лампочках нитей ближнего и дальнего света. Затем правую фару закрывают светонепроницаемым материалом и включают дальний свет. Центр светового пятна овальной формы, отбрасываемый на экран левой фарой, при правильной установке должен совпадать с точкой пересечения вертикальной линии Л — Л и горизонтальной Д — Д. При отклонении светового пятна от указанного положения регулируют установку фары, пользуясь (в зависимости от конструкции) регулировочными винтами или поворотом фары после ослабления гайки кронштейна. После этого регулируют правую фару тем же способом.

После регулировки дальнего света проверяют расположение светового пятна ближнего света. Центр светового пятна должен располагаться на пересечении линий Б — Б и Л — Л (или П — П) или несколько правее вертикалей Л — Л и П — П. В случае неправильного расположения светового пятна ближнего света заменяют лампу или весь оптический элемент. При использовании экрана для регулировки фар требуется относительно большая площадь, поэтому целесообразнее применять оптические малогабаритные приборы.

Передвижной оптический прибор для контроля и регулировки фар показан на рисунке. Оптическая часть прибора состоит из линзы 1, экрана 2, фотоэлемента 3, светофильтра 4 и микроамперметра 5, смонтированных на четырех стяжках 6, укрепленных в двух ползунах 7 с зажимами 8.


Рис. Передвижной оптический прибор для проверки установки фар

При регулировке фар оптическая ось линзы совмещается с осью фары в вертикальной плоскости перемещением держателя оптики 1 по штативу 2 и в горизонтальной — перемещением штатива 2 вместе с рамой 3 на шаровых опорах 4. Положение линзы в направлении продольной оси автомобиля фиксируется установочной штангой 5, упирающейся в передние колеса автомобиля.

Принцип действия прибора заключается в том, что падающий на линзу пучок света фар, преломляясь в ней, собирается на экране в виде овального пятна.

Регулируя фару, добиваются расположения центра светового пятна в точке пересечения вертикальных и горизонтальных линий экрана.

Показания микроамперметра, работающего от фотоэлемента, должны соответствовать номинальному значению силы света фары данного типа.

Переносный прибор НИИАТ Э-6 для проверки и регулировки фар имеет оптическую камеру, базирующую штангу, два съемных штыря и ящик-футляр.

Рис. Переносный прибор НИИАТ Э-6 для проверки фар: а — схема оптической камеры; б — схема установки прибора при проверке фар

Оптическая камера состоит из металлического корпуса 5, линзы 1, зеркала 2 и экрана 4. На корпусе 5 шарнирно укреплен жидкостный уровень 3 и предусмотрено отверстие 6 для базирующей штанги. Если пучок света фары направить на линзу 1, то пройдя через нее он отразится зеркалом на матовое стекло экрана в виде светового пятна.

При проверке фар автомобиль устанавливают на ровную площадку, а на базирующую штангу 7 надевают оптическую камеру и два штыря 8, перемещающихся по штанге, и устанавливают ее таким образом, чтобы концы упоров 8 упирались во впадину, образованную рассеивателем 9 и ободком 10 фары. В результате центр линзы 1 будет совпадать с центром рассеивателя фары, так как расстояние от центра рассеивателя 9 до геометрической оси упора 8 равно половине диаметра рассеивателя. Для ориентирования прибора в вертикальной плоскости необходимо его оптическую ось установить параллельно площадке, на которой стоит автомобиль. Для этого предварительно корпус прибора ставят на эту площадку, а уровень 3, поворачивая его относительно оси крепления, устанавливают горизонтально и закрепляют. После установки прибора в указанном выше положении его оптическая ось будет параллельна плоскости площадки и совпадать с центром рассеивателя фары. Затем включают дальний свет фар и по положению светового пятна относительно пересекающихся линий экрана судят о правильности установки фары и необходимости ее регулировки.

После проверки дальнего света фары включают ближний и проверяют расположение его пятна, центр которого должен быть ниже перекрестья линий экрана.

  • Основные неисправности тормозной системы
  • Неисправности реле-регулятора

Метки: Неисправности, Освещение

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Можно использовать следующие HTML-теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>