«Уральский завод дорожных машин»

Ксеноновое освещение

Ксеноновое освещение

Риск повредить автомобиль или разбиться в транспортом происшествии намного выше ночью, чем днем, несмотря на менее интенсивное движение. И хотя только 33% несчастных случаев происходят в сумерках или в темноте, число людей, получивших серьезные повреждения, увеличивается ночью на 50%, а число случаев со смертельным исходом — на 136% по сравнению с теми случаями, которые происходят в дневное время.

Наряду с такими факторами, как самоослепление, вызванное влажной дорожной поверхностью, более высокая скорость из-за меньшей плотности транспорта и сокращение примерно на 25% расстояния, поддерживаемого до впереди идущего автомобиля, очень важную роль играют причины, относящиеся к физиологии глаза.

Глаза стареют быстрее, чем любой другой орган чувств. Возможности человеческого глаза начинают заметно ухудшаться со столь раннего возраста, как 30 лет! Последствия этого – сокращение остроты зрения и контрастной чувствительности, когда свет начинает бледнеть, — очень редко замечаются автомобилистами, поскольку эти функциональные недостатки развиваются медленно.

Рис. Свет ксеноновых фар – слева, галогенных – справа

Однако зрение — даже человека со здоровыми глазами — значительно ухудшается ночью. Связанные с этим факторы риска – замедленная адаптация к изменениям между светлым и темным, ослабленное цветовое зрение и медленный переход от особенностей освещения дня к ночи, которые, учитывая эффект привыкания, могут внушить автомобилисту ложное чувство безопасности.

Компания Hella – в течение последних 100 лет лидер в разработке и производстве инновационных фар и ламп систем освещения – постоянно улучшает ксеноновые технологии, которые единственные предлагают источники более яркие, чем обычные вольфрамовые лампы, и с качеством дневного света.

Однако одной хорошей ксеноновой фары недостаточно, чтобы перевести дополнительное количество и качество света в повышенную безопасности. Например, для того, чтобы избежать опасности ослепления встречным транспортом, комплект дополнительного оборудования должен включать оборудование для очистки фары и автоматические корректоры луча. Только вся система в целом в состоянии обеспечить явное преимущество по безопасности для всех участников движения даже при самых неблагоприятных погодных условиях. Это означает, что даже при дожде, тумане и снеге улучшается объемное зрение, а способности автомобилиста ориентироваться ограничиваются в меньшей степени.

Согласно опросам, уже сегодня 94% пользователей ксеноновых фар убеждены в их преимуществах. То, что видимость ночью улучшается, заявляют 86% пользователей, а для людей за пятьдесят эта цифра вырастает до 90%. Видимость при дожде, по оценкам, становится на 80% лучше, в то время как 75% участников этих опросов отметили увеличение безопасности для велосипедистов и пешеходов, как следствие более широкого луча при освещении дорога. Тот же самый процент утверждает, что благодаря ксеноновому свету спали более заметны препятствия на дороге.

Чтобы повышение активной безопасности стало доступным для как можно большего числа пользователей дороги, автомобильная промышленность все больше акцентируется на применении ксеноновых фар как стандартного оборудовании или как дополнительной опции. Ежегодное потребление ксеноновых фар в Европе, по оценкам, возросло до более двух миллионов штук к 2000 г. В данный момент уже более 1 миллиона автомобилей оборудованы ксеноновыми фарами.

Ксеноновая лампа

Ксеноновая лампа — это газоразрядная лампа, заполненная смесью инертных газов, включая ксенон. Лампа не имеет никакой нити, как в случае с галогенной лампой, а область свечения создастся между двумя электродами. Как это имеет место и с другими газоразрядными лампами, ксеноновая лампа снабжается электронным стартером для быстрого зажигания и для правильного функционирования нуждается в системе электронного балласта.

Ксеноновая лампа обеспечивает более чем в два раза большее количество света, чем галогенная лампа, потребляя при этом только половину ее мощности. Поэтому не только водитель может видеть дорогу более отчетливо, но и у автомобиля остается больше мощности для других устройств. Кроме того, это благоприятно для окружающей среды, поскольку меньшая мощность означает меньше потребление топлива. Ясный белый свет, создаваемый ксеноновой лампой, похож на дневной. Исследование показало, что он позволяет водителям лучше концентрироваться на дорожной обстановке. Более того, специфический спектр этого света обеспечивает лучшее отражение луча oт дорожной разметки и знаков, чем спектр обычного освещения. Лампа на основе ксенона также вносит заметный вклад в дорожную безопасность в случае ограниченной вследствие погодных условий видимости. При этом срок службы лампы практически равен сроку службы автомобиля, то есть лампа должна заменяться только в исключительных случаях.

Свет, создаваемый ксеноновой лампой, реально не синий, а белый, и прекрасно согласуется с ограничениями международных спецификаций для белого света – свет только кажется синим по сравнению с более теплым «желтоватым» светом галогенной лампы. Однако он кажется точно белым по сравнению с дневным светом. Технически возможно изменить оттенок производимого света, но это привело бы к существенной потере интенсивности, что снивелировало бы специфические преимущества ксенонового света.

Международные инструкции для автомобилей по распределению светового луча и его интенсивности очень строги. Свет ксенона хорошо укладывается в ограничения обоих условий. Кроме того, ксеноновое освещение не так раздражает, как обычное. Так как у данного освещения границы перехода «свет—темнота» более контрастны, меньше света отражается в глаза встречных водителей. Увеличенное (в два раза) количество производимою света используется, главным образом, чтобы достигнуть более высокой интенсивности и лучшего распределения света на дороге. Кроме того, и края дороги освещаются лучше. В международных инструкциях относительно использования света ксенона существуют три условия:

  • фары должны быть установлены в линейку;
  • транспортное средство должно быть оснащено автоматической системой коррекции фар, чтобы при увеличении нагрузки лучи фар автоматически регулировались;
  • фара должна быть оснащена автоматической системой очистки, поскольку грязь на линзах действует как рассеиватель — лучи света отклоняются от заданной формы.

Эти три условия вместе с исключительным сроком службы ксеноновой лампы заметно уменьшают риск неправильной установки фар. Использование галогенных ламп влечет за собой намного более высокий риск.

Иногда кажется, что свет ксенона раздражает встречных водителей. При нормальных обстоятельствах водители смотрят прямо вперед, однако из-за заметного цвета ксеноновых ламп водители склонны направлять взор на фары. То же самое явление было установлено опытным путем во время введения галогенных фар в 1960-х. В те дни люди тоже говорили «что за раздражающий белый свет». Введение ксеноновых фар, поэтому, приведет к некоторому периоду, в течение которого водители будут привыкать к новым фарам. На рисунке показаны ксеноновые лампы от компании Hella.

Рис. Ксеноновые источники света компании Hella

Метки: Освещение, Свет, Фары

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Можно использовать следующие HTML-теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>