«Уральский завод дорожных машин»

Антипробуксовочные системы

Антипробуксовочные системы

СОДЕРЖАНИЕ:

  • Антипробуксовочная система
  • Принцип работы антипробуксовочной системы
  • Видео: Работа противобуксовочной системы

Антипробуксовочные системы служат для предотвращения проскальзывания ведущих колёс автомобиля.

Ранее антипробуксовочная система использовалась на болидах Формулы-1. Впервые её применила команда Ferrari еще в 1990 году, однако в 2008 году организаторы гонок приняли решение о полном запрете системы, исходя из того, что управлять болидом должен только гонщик.

Системы разных производителей имеют собственные торговые названия:

  • ASR (Automatic Slip Regulation, Acceleration Slip Regulation) – название системы у Mercedes, Volkswagen, Audi и др.;
  • ASC (Anti-Slip Control) и DTC (Dynamic Traction Control) – BMW;
  • A-TRAC (Active Traction Control) и TRC (Traking Control) – Toyota;
  • DSA (Dynamic Safety) – Opel;
  • ETC (Electronic Traction Control) – Range Rover;
  • ETS ( Electronic Traction System) – Mercedes;
  • STC (System Traction Control) – Volvo;
  • TCS (Traction Control System) – Honda.

Антипробуксовочная система

Несмотря на большое количество наименования, все перечисленные противобуксовочные системы имеют схожие конструкции и принцип работы, поэтому их работа нами будет рассмотрена на примере самой распространенной – системы ASR.

Для того чтобы понять как работает система нужно напомнить, что автомобиль перемещается по дороге благодаря сцеплению колес с дорожным покрытием. При недостаточном сцеплении с дорогой, например, если она скользкая или влажная, возникает пробуксовка, из-за чего динамика разгона теряется, ухудшается управляемость и повышается возможность заноса автомобиля. В связи с этим в основу работы системы положен принципы контроля скорости вращения колеса. Если колесо при разгоне вращается слишком быстро и возникает пробуксовка, то система предпринимает корректирующие действия.

Основой антипробуксовочной системы служит антиблокировочная система тормозов. Система ASR выполняет 2 функции:

  • электронную блокировку дифференциала
  • управление крутящим моментом ДВС


Рис. Схема антипробуксовочной системы ASR: 1 – компенсационный бачок; 2 – вакуумный усилитель тормозов; 3 – датчик положения педали тормоза; 4 – датчик давления в тормозной системе; 5 – блок управления; 6 – насос обратной подачи; 7 – аккумулятор давления; 8 – демпфирующая камера; 9 – впускной клапан переднего левого тормозного механизма; 10 – выпускной клапан привода переднего левого тормозного механизма; 11 – впускной клапан привода заднего правого тормозного механизма; 12 – выпускной клапан привода заднего правого тормозного механизма; 13 – впускной клапан привода переднего правого тормозного механизма; 14 – выпускной клапан привода переднего правого тормозного механизма; 15 – впускной клапан привода заднего левого тормозного механизма; 16 – выпускной клапан привода заднего левого тормозного механизма; 17 – передний левый тормозной цилиндр; 18 – датчик частоты вращения переднего левого колеса; 19 – передний правый тормозной цилиндр; 20 – датчик частоты вращения переднего правого колеса; 21 – задний левый тормозной цилиндр; 22 – датчик частоты вращения заднего левого колеса; 23 – задний правый тормозной цилиндр; 24 – датчик частоты вращения заднего правого колеса; 25 – переключающий клапан; 26 – клапан высокого давления; 27 – шина обмена данными.

Противобуксовочная функция в системе реализована путем использования насоса обратной подачи и двух дополнительных электромагнитных клапанов (переключающего и клапана высокого давления) в гидравлическом блоке ABS каждого ведущего колеса.

Система ASR управляется соответствующим программным обеспечением, установленном в блок управления ABS. Во время работы блок управления ABS/ASR находится во взаимодействии с блоком управления системы управления двигателем.

Принцип работы антипробуксовочной системы

Работа системы ASR построена так, что пробуксовка колес предотвращается при любой скорости движения автомобиля:

  • при скорости движения до 80 км/ч контроль крутящего момента обеспечивается путем подтормаживания ведущих колёс;
  • при высокой скорости (более 80 км/ч) регулировка усилия происходит путем понижения крутящего момента передаваемого от ДВС.

От датчиков частоты вращения колес блок управления ABS/ASR полчает информацию о:

  • скорости движения автомобиля (на основании угловой скорости неведущих колёс);
  • характере движения автомобиля – прямолинейное или криволинейное (на основании сравнения угловых скоростей неведущих колёс);
  • угловом ускорении ведущих колёс;
  • величине проскальзывания ведущих колёс (на основании разницы угловых скоростей ведущих и неведущих колёс).

Тормозное давление и крутящий момент двигателя изменяются блоком управления ABS/ASR в зависимости от текущего значения указанных выше эксплуатационных характеристик.

Изменение тормозного давления осуществляется в три рабочих цикла:

  • Первый цикл – увеличение давления тормозной жидкости в контуре с помощью включения насоса обратной подачи, закрытия переключающего клапана и открытия клапана высокого давления. Указанные действия приводят к торможению ведущего колеса.
  • Второй цикл – удержание давления, что достигается путем выключения насоса обратной подачи.
  • Третий цикл – сброс давления при окончании проскальзывания путем открытия впускного и переключающего клапанов.
  • При необходимости указанные циклы повторяются.

Необходимая величина крутящего момента вычисляется блоком управления противобуксовочной системы и фактическое его значение изменяется блоком управления системы управления двигателем на основании информации о:

  • проскальзывании ведущих колес, которая поступает от датчиков угловых скоростей
  • фактическом крутящем моменте, которая поступает от блока управления двигателем

Изменение крутящего момента происходит путем:

  • изменения положения дроссельной заслонки;
  • пропуска впрыскиваний топлива в системе впрыска;
  • пропуска импульсов зажигания или изменения угла опережения зажигания в системе зажигания;
  • отмены переключения передачи в автомобилях с автоматической коробкой передач.

О срабатывании противобуксовочной системы водителю сигнализирует соответствующая контрольная лампа на приборной панели. Система предусматривает возможность своего принудительного отключения. В таком случае повороты автомобиль будет проходить со скольжением, но антиблокировочные функции будут сохранены.

Видео: Работа противобуксовочной системы

Метки: Безопасность

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Можно использовать следующие HTML-теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>